Вам, родители подростков!


«Родитель, пытающийся изменить своего ребенка,

 не начиная с себя,

не просто напрасно теряет время,

но очень жестоко рискует». (В.Леви)

 

Многие дети, вступая в подростковый возраст,  зрительно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных вдруг превращаются в ершистых, неуправляемых, грубых. Пожалуй, именно грубость сильнее всего ранит и обижает родителей. Родителям надо помнить: если ребенок чувствует заботу, любовь родителей, у него складывается ощу­щение: «Со мной все в порядке». А постоянное недо­вольство со стороны родителей, наказание только усугубят его ощущение не­благополучия. В результате подросток,  в конце концов, может прийти к выводу: «Пло­хой, ну и пусть! Вот и буду я плохим!» Это вызов, за кото­рым скрывается горечь отчаяния. Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружаю­щим миром, нужно постоянно поддерживать его са­мооценку, чувство самоценности.

Как же найти золотую середину, как избежать кон­фликтов с собственным ребенком? И вот, каких правил рекомендуют придерживаться психологи!

Правило №1.Давайте свободу!

Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш ребёнок уже вырос и  долго удерживать его, возле  себя не удастся, а непослушание это, стремление выйти из-под вашей опеки.

Правило №2.Никаких нотаций!

Больше всего подростку не нравятся нудные родительские нравоучения. Измените, стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и сужде­ний. Ваш ребенок имеет право на собствен­ный взгляд и собственные выводы.

Правило №3. Идите на компромисс!

Еще ничего никому не уда­лось доказать с помощью скандала: здесь не быва­ет победителей. Когда родители и подростки охва­чены бурными негативными эмоциями, способ­ность понимать друг друга исчезает.

Правило №4. Уступает тот, кто умнее! Костер ссоры быстро по­гаснет, если в него не подбрасывать дров. Чтобы скандал прекратился, кто-то должен первым за­молчать. Взрослому это сделать легче, чем подрос­тку с неустойчивой психикой. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.

Правило №5. Не надо обижать!

Прекращая ссору, не стреми­тесь сделать ребенку больно с помощью язвитель­ных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок  учится у нас.

Правило №6. Будьте тверды и последовательны!

Дети - тон­кие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, они должны знать, что ро­дительский авторитет незыблем. Если же взрос­лые демонстрируют подростку собственную несдер­жанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от него хорошего поведения.

 

Используйте ниже приведенные памятки в повседневной жизни!

 

Памятка для родителей №1.

 

1. Смотрите на своего ребенка, как на самостоятель­ную личность.

2. Говорите с ним о некоторых планах, касающихся домашнего хозяйства, например, что купить, что поправить, что сэкономить, чтобы ребенок чувство­вал себя членом семейного коллектива.

3. Все время доказывайте своим поведением, что уме­ете держать слово.

4. Держите себя так, чтобы ребенок не боялся идти к вам с любым вопросом даже тогда, когда чувству­ет, что вопрос деликатный.

5. Прежде чем пристыдить или наказать ребенка, по­старайтесь понять, из каких побуждений он со­вершил свой поступок.

6. Не обращайтесь с ним все время, как с маленьким.

7. Не балуйте и не делайте за него то, что он мог бы делать сам.

8. Используйте в повседневном общении приветли­вые фразы. Например: «Мне хорошо с тобой...», «Мне нравится, как ты...», «Ты, конечно, спра­вишься...», «Как хорошо, что ты у нас есть...» и др.

9. Чаще вместе проводите свободное время.

10. Поддерживайте успехи ребенка.

11.Конструктивно решайте конфликты.

 

Памятка для родителей №2.

 

1. «Почувствуй ребенка».

Родителям предлагается почувствовать в повседневном общении с ребенком моменты его различных переживаний и называть их при обращении к ребен­ку. Например, «Ты огорчен...», «Тебя радует...».

2. «Что нам должны дети?».

Заметить, сколько раз во время разговора с ребенком было произнесено слово «должен». Почувствовать, как реагирует ребенок на слово «должен», попробо­вать заменить это слово другим, отметить реакцию.

3. «Насколько вы принимаете своего ребенка».

В течение 2—3 дней подсчитайте, сколько раз вы обратились к ребенку с эмоционально положительны­ми высказываниями  (радость, приветствие, одобрение, поддержка) и  сколько с отрицательными (упреки, замечания, критика, обвинение и др.). Если число положительных, равно числу отрицательных, то с обще­нием все благополучно.

4. «Радостная встреча».

Представьте, что встречаете лучшего друга. Как вы показываете, что он дорог вам и близок? Теперь представьте, что это ваш ребенок, который приходит домой из школы, и вы показываете, что рады его ви­деть. Теперь это надо проделать на самом деле до всех других слов и вопросов. Хорошо бы продолжить эту встречу в том же духе в течение нескольких минут.

5. «Я-сообщение».

Попробуйте говорить от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не давайте характерис­тику ребенку и его поведению.

6. «Ты мне дорог».

Обнимайте вашего ребенка не менее четырех раз в день.

Неплохо тоже делать и по отношению к взрослым членам семьи. Обратите внимание на реакции ребен­ка, да и на свои собственные.

 

Удачи Вам, в воспитании Ваших детей!

 

Подготовила: педагог-психолог Каппес О.Ю.

 


11:22

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!